МИНЮСТ ПОДБИРАЕТСЯ К НКО ПОД ЭГИДОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ

МИНЮСТ ПОДБИРАЕТСЯ К НКО ПОД ЭГИДОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ

Минюст России подготовил законопроект (https://regulation.gov.ru/projects#npa=83125 ) «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». К борьбе со СПИД, равно, как и к медицине вообще, эта законодательная инициатива имеет весьма отдаленное отношение. Бороться предполагается с НКО, привлекающими иностранное финансирование.

Суть проблемы.

Минюст обеспокоило следующее: на сегодняшний день если вы запускаете программу по профилактике ВИЧ-инфекции, вы можете, не уведомляя «уполномоченные органы», привлечь иностранное финансирование. В свете развернувшейся 6 лет назад травли «иностранных агентов» непозволительная роскошь.

Предложение Минюста.

Согласно законопроекту, не позднее, чем за три дня до начала реализации программы (или иного мероприятия) в области профилактики ВИЧ, если в нем участвует иностранное финансирование, организация будет обязана предоставить документы Уполномоченному органу исполнительной власти. Далее у чиновников есть месяц на ответ. Они могут данное мероприятие запретить (Минюст заботливо оговаривается, что запрет должен быть мотивирован в письменной форме). Предположим, вы отказались свернуть программу. По решению суда вашу организацию просто ликвидируют.

Кто попадет под действие нового закона?

Как российские НКО, так и отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Под иностранными источниками, согласно законопроекту, признаются иностранные государства, их государственные органы, международные ‎и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, уполномоченные ими лица и российские юридические и физические лица, получающие денежные средства и иное имущество от указанных источников ‎(исключение: открытые акционерные общества с государственным участием  ‎и их дочерние общества).

Что это значит на практике? Комментирует председатель совета Алтайской краевой общественной просветительской организации в сфере охраны здоровья «Выбор» Елена Мельникова:

Мы, конечно, в шоке от этой инициативы! Законотворцы идут по пути выдавливания НКО. Посмотрите, что происходит с инагентским законом. Он совершенно вольно трактуется на местах, дает возможность разбираться с неугодными людьми. Чего ждать от нового законопроекта? Сегодня общественников, специализирующихся на социально значимых заболеваниях, можно поделить на три направления. Первое: это люди, которые сами «вышли из проблемы». Они начинают помогать тем, кто еще не знает, как жить с диагнозом ВИЧ. Второе: близкие тех, кто оказался в этой ситуации. Вот эти две группы – они продолжат работать. Но есть третья, она представляет наибольшую важность для общества в целом: это НКО, созданные объединениями специалистов, которые глубоко изучали проблему. Например, медики, представители социальных служб. Они годами это изучали и видят проблему не как личную, а как сквозную в масштабах общества; могут анализировать, думать о системных решениях. И вот они больше всех попадут под удар.

У нас много вопросов. Какую проблему решает Минюст? Что здесь неконтролируемо? Что нужно отрегулировать? А главное в интересах какой группы людей это делается? Такие шаги со стороны законотворцев приведут к невозможности принять финансирование. Кто будет заниматься общественным здравоохранением?

Особенно дикой эта инициатива кажется на фоне статистики распространения ВИЧ-инфекции.  Согласно данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД (UNAIDS), обнародованным в конце 2017 года, Россия заняла третье место в мире по числу новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией. Первые два места «делят» ЮАР и Нигерия (https://www.kommersant.ru/doc/3481934?query=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B4 ).

Комментарии юристов.

Клуб юристов некоммерческих организаций подготовил краткое заключение. Мы считаем, что законопроект направлен на излишнее регулирование деятельности НКО, противоречит международным обязательствам России и национальному законодательству:

– Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод дает каждому право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Ограничено это право может быть только в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Это – один из главных принципов жизни демократического общества. Законопроект вступает в противоречие с Конвенцией о защите прав человека, позволяя государству произвольно вмешиваться в содержательную деятельность НКО и устанавливая разрешительный порядок реализации ими программ и проектов.

– Важно помнить, что право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, гарантируется и Конституцией РФ (часть 1 статьи 30). Российское законодательство гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

– Новый законопроект противоречит содержанию статьи 4 Федерального закона от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», который предусматривает развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Инициатива Минюста направлена на воспрепятствование деятельности НКО, реализующих программы и проекты в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции, ограничивая как свободу их усмотрения, так и устанавливая коррупциогенный фактор усмотрения должностных лиц относительно возможности реализации некоммерческими организациями своей законной деятельности.

В связи с этим Клуб юристов некоммерческих организаций рекомендует не принимать проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Мы предлагаем исключить его из плана законопроектных работ, как неактуальный, нарушающий свободу деятельности НКО и препятствующий борьбе с распространением ВИЧ-инфекции: одной из главных угроз 21 века.

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *