Самолечение, анализы, сервисы

НКО в вопросах и ответах


Добрый день,

Для поощрения благотворительной деятельности, существует ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы благотворителям.

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из чистой прибыли. Кроме того, организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность. Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей» а также «целевые отчисления, произведенные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Органы законодательной власти субъектов РФ в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ, «имеют право уменьшать для отдельных категорий налогоплательщиков ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%)». Это означает, что региональные законодатели могут уменьшать налоговые ставки для тех организаций, которые занимаются благотворительностью.

Так, в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ «безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождается от обложения НДС с 2016 года при условии, что такая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров». Чтобы воспользоваться льготой по НДС с 2016 года в рамках благотворительной деятельности необходимо соблюсти некоторые условия:

оказание благотворительной помощи должно осуществляться в целях, предусмотренных п. 1 ст. 2 ФЗ от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

наличие документов, подтверждающих такие операции. Примерный перечень этих документов привел Минфин России (см. письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-07/66): договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности; копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг; документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

При получении благотворительной помощи физическим лицом достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

При осуществлении пожертвования в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать не нужно. Также в этом случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

В соответствии со ст. 219 НК РФ физическому лицу возвращают из бюджета часть уплаченного им за год налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, подлежащего налогообложению.

В первую очередь необходимо отметить, что ликвидация фондов является самой сложной из всех некоммерческих организаций. Для иных некоммерческих организаций, например, общественных организаций, решение суда не требуется.

Процедура ликвидации фонда начинается с решения суда о ликвидации фонда. Это решение является отправной точкой процесса ликвидации фонда.

Данным решением суд (обратите внимание, что это районный суд по месту нахождения фонда, государственная пошлина составляет 6000 рублей) не ликвидирует фонд, а только принимает решение о начале работы ликвидационной комиссии, утверждая ее состав и возлагая на нее обязанность провести ликвидацию фонда в порядке и в сроки, предусмотренные гражданским законодательством. Суд играет роль государственного органа, который фактически проверяет обоснованность заявления иска о добровольной ликвидации, преследуя цель предотвратить злоупотребление правом на подачу иска о добровольной ликвидации в ущерб интересам третьих лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Кроме этого, исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

В иске о ликвидации благотворительного фонда должны быть указаны основании для ликвидации фонда, а именно:
1. имущество фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
2. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
3. фонд уклоняется от целей, определенных в уставе;
4. в других случаях, установленным законом.

Кроме того, в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие данные основания. В статье 132 ГПК РФ перечислены документы, прилагаемые к иску. В частности, к иску о ликвидации благотворительного фонда необходимо приложить копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца, а также документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют. Такими документами являются протокол заседания общего собрания учредителей (иного высшего органа управления фонда) или решение учредителя о ликвидации фонда и о назначении состава ликвидационной комиссии, его председателя. Кроме того, необходимо будет представить суду финансовые документы, подтверждающие обстоятельства недостаточности имущества фонда для достижения его целей. Например, бухгалтерские балансы фонда и др. Кроме этого, к исковому заявлению необходимо приложить копии устава фонда, свидетельств о присвоении ИНН, ОГРН, свидетельства о регистрации фонда, выписку из ЕГРЮЛ.
Прилагаемые копии документы должным образом заверяются.

После вступления в силу решения суда, в котором также должен быть утвержден состав ликвидационной комиссии, Вы обращаетесь в территориальное управление Минюста по Вашему субъекту федерации, куда предоставляете следующие документы в 2-х экземплярах:

1. Заявление по форме 150001 (один экз. заверяется нотариально, второй — подписывается).
2. Протокол (решение) Фонда о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.
3 Судебное решение — оригинал и копия.

Не забудьте уведомить отделения Фонда социального страхования и Пенсионного фонда по местонахождению Фонда о ликвидации организации. Форма уведомления произвольная.

После получения из территориального управления Минюста России листа записи можно заказать публикацию в Вестнике государственной регистрации. Ближайший адрес Вы можете посмотреть в интернете. Для подготовки публикации следуете инструкциям, которые получите от сотрудников данной компании. Обязательно заказываете либо сам Вестник, либо копию вышедшей публикации о ликвидации Фонда.

После того, как прошел двухмесячный срок с даты выхода публикации можно подавать документы следующего, промежуточного этапа, а именно:

1. Заявление по форме 150001 (один экз. заверяется нотариально, второй — подписывается).
2. Протокол (решение) Фонда об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
3. Промежуточный ликвидационный баланс

Все документы, содержащие более одной страницы, прошиваются и нумеруются, на прошивке ставится подпись заявителя (председателя ликвидационной комиссии).

После регистрации промежуточного этапа можно подавать следующий комплект документов:

1. Заявление по форме 160001 (один экз. заверяется нотариально, второй — подписывается).
2. Протокол (решение) Фонда об утверждении итогового ликвидационного баланса.
3. Копия публикации в Вестнике.
4. Ликвидационный баланс.
5. Государственная пошлина в размере 800 рублей.

Все документы, содержащие более одной страницы, прошиваются и нумеруются, на прошивке ставится подпись заявителя (председателя ликвидационной комиссии).

Добрый день,

Вы не уточнили какая именно трудовая функция является предметом трудового договора. Если в трудовом договоре написано, что некто принят в штат на должность члена Правления, то такой договор заключать категорически запрещено.

Аналогичная ситуация и с договором возмездного оказания услуг и с договором с добровольцем.

Далее исходим из того, что у вас все же заключены иные договоры

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Если же лицо (член Правления) принято на должность, предусмотренную штатным расписанием Фонда, и функции которого способствуют достижению цели создания Фонда, например, юриста, бухгалтера, координатора проекта, психолога и пр., то такой трудовой договор вполне допустим. Прямого запрета или ограничения на заключение договоров с членами высшего органа управления, т.е. Правления, нет, соответственно заключать их можно.

Также обратите внимание, соблюдается ли Фондом ст. 27 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» или в организации все же присутствует конфликт интересов. В вашей ситуации необходимо решение высшего органа управления о возможности заключения договоров с рядом лиц.

На повестку дня Общего собрания учредителей по факту возникновения необходимости выносится вопрос об одобрении сделок с конкретными физическими лицами, в отношении которых возник конфликт интересов. Вы не пишите что они члены органов управления, а просто указываете ФИО.

При этом также следует отметить, что лицо может быть исключительно членом Правления и не иметь никаких договорных отношений с организацией.

Рекомендуем заключать именно договоры с ДОБРОВОЛЬЦАМИ, поскольку именно добровольцы являются участниками благотворительной деятельности и законодательство оперирует именно этим термином. Волонтер — это понятие гораздо уже и относится к деятельности в области спорта. Подробности в аналитической справке по ссылке http://www.hrrcenter.ru/articles/detail.php?ID=2035

Всего Вам доброго!

Добрый день,
По положению ЦБ РФ если при оценке НКО банк выявляет рисковые факторы, то он вправе отказать в открытии счета.К таким факторам относятся: 6.2. Факторами по отдельности или по совокупности, влияющими на принятие кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) на основании абзаца второго пункта 5_2 статьи 7 Федерального закона, могут являться: а) юридическое лицо имеет размер уставного капитала равный или незначительно превышающий минимальный размер уставного капитала, установленный законом; б) с даты регистрации юридического лица прошло менее шести месяцев, при этом юридическое лицо в рамках представления информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с данной кредитной организацией указало в качестве таковых осуществление сделок, связанных с проведением операций с денежными средствами в наличной форме и (или) международных расчетов, содержащих признаки, указанные в приложении к настоящему Положению, либо признаки, указывающие на необычный характер сделки, установленные кредитной организацией самостоятельно; в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц. В целях получения указанной информации кредитная организация использует ресурс «Адреса массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами)», размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; г) отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц; д) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) юридического лица, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета такого юридического лица; е) в отношении резидента имеется информация Банка России о том, что перед ним выявлено наличие задолженности нерезидентов по контрактам, по которым указанным резидентом были закрыты паспорта сделок в связи с их переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк и в дальнейшем ни в одном из уполномоченных банков эти паспорта сделок не были открыты либо паспорта сделок были закрыты уполномоченным банком самостоятельно по истечении 180 календарных дней после истечения срока действия контракта (в случае намерения резидента заключить договор банковского счета в целях осуществления операций в рамках исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам); ж) кредитной организацией в отношении физического или юридического лица ранее принималось решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо решение о расторжении договора банковского счета (вклада) в соответствии с Федеральным законом; з) сведения о лице содержатся в Перечне организаций и физических лиц; и) в отношении лица имеется решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества; к) иные факторы, самостоятельно определяемые кредитной организацией. При этом НКО не имеет цели извлекать прибыль, поэтому нужно доказывать в суде, что данные факторы не могут быть основанием для отказа в регистрации. При необходимости судебной защиты по вопросу открытия расчетного счета в банке, на нашем портале Вы сможете заполнить заявку на получение правовой помощи на безвозмездной основе и наши юристы окажут Вам поддержку в формировании правовой позиции и представлении интересов организации в суде.

Всего Вам доброго!

Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – ФЗ о внесении изменений в ГК РФ) в Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ) были внесены значительные изменения, касающиеся правового положения некоммерческих организаций.

В соответствии с п.п.3 ч.3 ст.50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства.

Таким образом, с 01 сентября 2014 года некоммерческое партнерство является одним из видов организационно-правовой формы некоммерческих организаций – ассоциаций (союзов), соответственно в соответствии с п.1, п.п.5 п.8 ст.3 ФЗ о внесении изменений в ГК РФ к нему применяются правила, установленные ГК РФ об ассоциациях (союзах) в статьях 123.8-123.11 ГК РФ.

При этом в соответствии с п.4 ст.52 ГК РФ устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме.

В силу п.1 ст.54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, <i><b>а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.

Соответственно, организации не нужно изменять наименование и преобразовывать его также не нужно, а необходимо внести изменения в Устав некоммерческого партнерства сведения о его организационно-правовой форме – ассоциации (союзе).

Согласно п.7, п.10, п.12 ст.3 ФЗ о внесении изменений в ГК РФ перерегистрация ранее созданных юридических лиц в связи с вступлением с 1 сентября 2014 года в силу указанного закона не требуется; учредительные документы некоммерческого партнерства подлежат приведению в соответствие с изменения законодательства при первом изменении учредительных документов некоммерческого партнерства (срок внесения изменений законом не ограничен). При этом до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской они действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При таких изменениях учредительных документов государственная пошлина не уплачивается.

Добрый день,

Правила оформления протоколов органами юридического лица установлены положениями ст.181.2 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которой решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
1) дата, время и место проведения собрания;
2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Таким образом, во вводной части протокола перед голосованием по вопросам повестки дня необходимо определить, кто будет осуществлять подсчет голосов. Для этого органу необходимо выбрать такое лицо и указать его фамилию, имя, отчество (при наличии) в протоколе. При этом в протоколе в обязательном порядке должно быть указано, что данное лицо проводило подсчет по всем вопросам повестки дня. В этом случае достаточно указать в протоколе такое лицо один раз.

В случае, если по разным вопросам повестки дня подсчет голосов проводили разные лица, то после каждого вопроса повестки дня необходимо указать такое лицо, которое учитывало голоса именно по данному вопросу повестки дня.

Относительно Вашего вопроса о порядке оформления решений, принятых по итогам голосования.
Фраза «решение принято единогласно» свидетельствует лишь о том, что все участники заседания были единодушны в своем решении, но не отвечает на вопрос каким образом они голосовали, какое решение они приняли – за, против или воздержались. В связи с этим рекомендуем Вам указывать после каждого вопроса повестки дня итоги голосования следующим образом: Голосовали: «за» — столько-то человек, «против» — нет, «воздержались» — нет.

Всего Вам доброго!

Добрый день!

Понятия «благотворительное пожертвование» и «благотворительная помощь» тождественны.

С точки зрения налогообложения более предпочтительным является указание «благотворительная помощь», если Ваша НКО выплачивает кому-либо средства или компенсирует какие-либо расходы в рамках осуществления благотворительной деятельности.
Так, в соответствии с п.8.2 ст.217 Налогового Кодекса РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями.

Согласно п.26 той же статьи Налогового Кодекса РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде благотворительной помощи, получаемые детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, размер которого определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, независимо от источника выплаты.

При этом благотворительная помощь оказывается в рамках благотворительной деятельности.

Если организация получает пожертвование, то необязательно его называть благотворительным, поскольку ст.582 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающая понятие пожертвования, не содержит упоминания «благотворительное пожертвование».

В соответствии с ч.2 ст.251 Налогового Кодекса РФ, определяющей доходы, не учитываемые при налогообложении по налогу на прибыль организаций, благотворительная помощь, а также пожертвования относятся к целевому финансированию НКО, что позволяет не уплачивать налог на прибыль с таких поступлений. В частности, к таким поступлениям отнесены средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности указаны в ст.2 названного Закона.
Согласно ст.4 Закона граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

Согласно ст.5 Закона благотворители — лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Таким образом, благотворительное пожертвование — это пожертвование, осуществляемое благотворителем на цели, указанные в статье 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Для включения данных сумм в состав целевого финансирования возможно указание и просто слова «пожертвование».

При перечислении Вами средств физическим лицам, корректнее с точки зрения налогового законодательства указывать «благотворительная помощь».

При этом такие понятия являются тождественными и не должны влечь в данном случае переквалификации налоговых обязательств при использовании того или иного слова.

Добрый день!

В соответствии с п.5 ст.50 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Ваша НКО безвозмездно пользуется помещением на основании договора безвозмездного пользования помещением. Соответственно, стоимостной оценки обязательства по договору не имеют.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости необходима для исчисления и уплаты налогов в соответствии со второй частью Налогового Кодекса Российский Федерации и не имеет отношения к формированию имущества в целях исполнения НКО пункта 5 статьи 50 ГК РФ.

Соответственно, имущество рыночной стоимостью в размере не менее 10 тысяч рублей может быть сформировано за счет денежных средств, иного имущества, поступившего в НКО на законных основаниях и имеющих стоимостную оценку, в том числе в виде пожертвования на ведение уставной деятельности НКО или взносов членов организации (если организация корпоративная).

Таким образом, факт приобретения НКО пользоваться помещением по договору безвозмездного пользования невозможно использовать для формирования имущества в целях исполнения п.5 ст.50 ГК РФ.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте! В процессе создания Общественной Организации мы столкнулись с проблемой кворума Общего Собрания. Законом установлен минимальный кворум 50%, а для вопросов исключительной компетенции 2/3 голосов. В организации с большим количеством членов собрать такой кворум на очном Общем Собрании практически нереально. Принятые в январе изменения в Законе об НКО прямо запрещают заочное голосование по вопросам исключительной компетенции, а именно к ним отнесено большинство вопросов внутренней жизни организации. Единственный выход — делегирование голосов, однако мы столкнулись с позицией Минюста и ряда юристов (http://to49.minjust.ru/ru/press/news/v-upravlenii-yusticii-proanalizirovany-oshibki-dopuskaemye-v-dokumentah-predstavlyaemyh), которые (на наш взгляд необоснованно) считает делегирование голосов формой отчуждения членства на основании пункта 3 Статьи 123.6 ГК РФ. Просим пояснить, насколько обоснована такая позиция МинЮста и может ли считаться законным голосование, осуществленное с учетом делегированных голосов? Будем благодарны, если сможете подсказать любое решение проблемы кворума.

Добрый день!

Действительно, для членов общественных организаций не предусмотрено право делегирования голоса на общем собрании организации. В соответствии с п.3 ст.123.6 Гражданского Кодекса РФ членство в общественной организации неотчуждаемо, а осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Однако если в Вашей организации более 100 членов, Закон предусматривает возможность не собирать всех лиц на общее собрание, а предусмотреть в Уставе что высшим руководящим органом организации является конференция (а не общее собрание). Это прямо закреплено п.1 ст.65.3 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которым в некоммерческих корпорациях (а общественная организация относится к ним) с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом.

При этом делегат является представителем делегировавших его членов организации и у него на конференции он имеет только 1 голос. Иное действующим законодательством не предусмотрено.

В этой связи рекомендуем Вам закрепить в Уставе положение, что если число членов общественной организации более 100, то высшим руководящим органом организации является конференция.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

В законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, отсутствует понятие «сторонник». Однако, понятие «участник» применимо для унитарных организаций, но тем не менее не дается определение, что такое «участник».

Вместе с тем, общественная организация подразумевает наличие именно «членов», поскольку является корпорацией.

Использование понятие «сторонник» может привести к отказу в регистрации, в связи с тем, что данное понятие не содержится в законодательстве. Однако — это практика, в теории же все то, что не запрещено, разрешено.

Всего Вам доброго!

Добрый день!

С одной стороны, в соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ об НКО) Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

С другой стороны, согласно п.п.3 п.1 ст.24 ФЗ об НКО законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Как следует из п.2 ст.24 ФЗ об НКО некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

В соответствии с п.3, п.5 ст.66 Гражданского Кодекса РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования . Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Таким образом, необходимо признать, что ст.7 ФЗ об НКО устанавливает специальное правило об участии фондов в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а именно: допуская возможность для фондов лишь создавать хозяйственные общества и участвовать в них, но не допуская участие фондов в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Всего Вам доброго!

Добрый день!

Для Фонда, не являющегося благотворительной организацией, действующее законодательство устанавливает следующие обязанности по публикации информации.

1. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. При этом закон не расшифровывает каким образом должна быть осуществлена публикация. Возможно опубликовать такой отчет в СМИ или на сайте Фонда, а можно его распечатать на бумажном носителе (с указанием даты печати).

2. Фонд обязан ежегодно в срок до 15 апреля публиковать на сайте Министерства юстиции РФ отчет о своей деятельности по форме ОН0001 и ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности Фонда.

Отчет о своей деятельности по форме ОН0001 и ОН0002 Фонд публикует на сайте Министерства юстиции РФ в случаях:

— если в составе учредителей Фонд есть иностранный гражданин или иностранная организация либо лицо без гражданства,

— либо Фонд в течение текущего года получал имущество и денежные средства от иностранных источников,

— либо если поступление имущества и денежных средств за текущий год составили более 3 млн. рублей.

Если Фонд не отвечает таким требованиям, то он не обязан публиковать отчет в Интернет, однако у организации возникает обязанность ежегодно размещать в Интернет (на сайте Минюста России) или предоставлять СМИ для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Указанные отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет. Отчеты и сообщения дополнительно могут быть размещены в сети Интернет на сайте некоммерческой организации и на иных сайтах в сети Интернет. Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.

3. Фонд обязан 1 раз в год проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому такая отчетность должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением на сайте Фонда в Интернет или в СМИ.

4. Публикация устава, протоколов, документов о текущей деятельности Фонда, состав совета Фонда и его попечительского совета действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем может осуществляться по усмотрению Фонда.

5. В случае, если Уставом Фонда установлены дополнительные требования к видам документам, публикуемым Фондом в обязательном порядке, то Фонд обязан публиковать такую информацию на своем сайте.

6. Дополнительно сообщаем, что:
• размещению в сети Интернет не подлежат сведения о дате рождения, данных документа, удостоверяющего личность, адресе (месте жительства) членов руководящего органа некоммерческой организации;
• размещению в сети Интернет не подлежат отчеты и сообщения, содержащие сведения и изображения, распространение которых ограничивается или запрещается законодательством Российской Федерации;
• направление отчета или сообщения для размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет производится путем заполнения содержащейся на сайте формы отчета или сообщения либо посредством прикрепления файла, содержащего заполненный отчет или сообщение;
• датой размещения отчетов и сообщений на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет является дата предоставления открытого доступа к ним.

Всего Вам доброго!

Добрый день!

Ответ: При получении благотворительной организацией (в том числе благотворительным фондом) денежных средств в качестве благотворительного пожертвования на счет организации с указанием в платежном поручении надлежащего назначения платежа (например, «благотворительное пожертвование на ведение уставной деятельности») заключение договора в обязательном порядке не требуется.

Обоснование:

В соответствии со ст.582 Гражданского Кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться в том числе благотворительным организациям, фондам. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Согласно ст.5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований, благотворительным пожертвованием среди прочего является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе денежных средств, а согласно ст.15 указанного закона благотворительное пожертвование является одним из видов источников формирования имущества благотворительной организации.

Таким образом, если благотворители перечисляют на счет Вашей благотворительной организации денежные средства, то в платежном поручении они должны указать назначение платежа: «благотворительное пожертвование на ведение уставной деятельности». В этом случае будут соблюдены формальные требования, предъявляемые законодательством к благотворительному пожертвованию.

При этом Вам как благотворительной организации, получающей благотворительное пожертвование, заключать договор с благотворителем не требуется, однако, возможно, заключение такого договора будет необходимо лицу, перечислившему Вам денежные средства в качестве благотворительного пожертвования.

Во-первых, осуществление пожертвований в одностороннем порядке, без заключения договора, не противоречит положениям Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Во-вторых, квалификация деятельности как благотворительной в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» зависит от цели, которую преследовал налогоплательщик при передаче имущества, и не ставится в зависимость от характера использования имущества получателем, который находится вне рамок контроля налогоплательщика.

Поэтому, договор необходим в большей степени благотворителю для подтверждения права на льготу, предусмотренную пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ при уплате налога на добавленную стоимость, чем благотворительной организации (благотворительные пожертвования не уплату благотворительной организацией налога на добавленную стоимость).

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Поскольку Вы являетесь благотворительной по статусу организацией и Вы оказываете благотворительную помощь гражданам, то в соответствии со статьей 217 НК РФ доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) являются:

8.2) суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями; (п. 8.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ)

Eсли Ваша организация является по статусу благотворительной, то не будут являться объектом в соответствии с п.8.2. ст.217 НК РФ суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями.
В том случае, если Ваша организация не является благотворительной, мы рекомендуем получить данный статус, путем внесения изменений в устав (регистрации новой редакции) и изменением наименования (необходимо добавить «благотворительная» в наименование). Благотворительные по статусу организации могут быть созданы в формах общественной организации, фонда и частного учреждения (в том случае, если частное учреждение учреждается благотворительной организацией).

Вам необходимо оформить договор оказания благотворительной помощи, в котором необходимо прописать, что конкретно Вы оплачиваете.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Передача лицензии не может быть оформлено договором пожертвования, но лицензионным соглашением. Спорным вопросом является вопрос о безвозмездности лицензии. Правооладатель может передать исключительные права любому лицу, в том числе и НКО.

По поводу безвозмездности договора, имейте, пож-та, в виду, что согласно пункту 5 статьи 1235 ГК РФ: по лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.

Согласно статьи 1286 ГК РФ (пункт 4): в возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

Поскольку вопрос о возможности заключения безвозмездного лицензионного договора является спорным, мы рекомендуем Вам поставить его цену, например, 1 рубль.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Ваша организация не является благотворительной по статусу (отсутствуют соответствующие положения в уставе, отсутствует «благотворительная» в наименовании). Соответственно, указанные Вами ограничения на Вашу организацию не распространяются. Вы можете тратить средства в соответствии с утвержденной органом управления Вашей организации сметой программы.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Действующее законодательство не содержит прямого запрета на совмещение должностей председателя в нескольких некоммерческих организациях, так что можно.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Заседания Правления проводятся с периодичностью, описанной в уставе. Кроме того, в Вашем уставе должен содержаться и порядок проведения и организации заседаний. Обычно, кто-либо из членов Правления организует проведение заседания, для чего за ранее рассылает повестку дня. Заседание является легитимным, если в его проведении участвует более половины (или в Вашем уставе может быть указано 3/4 и пр.) от его состава. В таком случае можно проводить Правление и принимать решения, только при наличие кворума.

Заседания оформляются в письменном виде в форме протоколов, которые подписываются обычно председателем и секретарем собрания, избираемых в начале заседания из числа членов Правления.

Ваш второй вопрос не понятен. До перечисления денежных средств между одной и другой сторонами заключается договор, как правила, пожертвования и (или) финансирования благотворительной деятельности.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Да, общественная организация как и любая другая некоммерческая организация, вправе получать пожертвования в соответствии со статье 582 Гражданского кодекса РФ, а также иную помощь, в том числе благотворительную в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Доходы, которые для Вашей организации не подпадут под налогообложения также перечислены в статье 251 Налогового кодекса РФ.

К сожалению, российские компании, жертвующие в некоммерческие организации, делают это из чистой прибыли. Действующим законодательством не предусмотрены для них никакие льготы по уплате налогов или возврат части налогов.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

В отсутствии руководителя все полномочия передаются заместителю(заместителям), поэтому предоставлять документы на проверку придется,конечно, в том случае, если Вы получили, соответствующим образом оформленное распоряжение о проверки, к Вам пришло именно то лицо, которое уполномочено осуществлять проверку и его личность совпадает с данными служебного
удостоверения.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Выбрать организационно-правовую форму достаточно сложно, так как практически любую деятельность можно описать в уставах разных организационно-правовых форм НКО.

Действительно, АНО является подходящей для Вас формой, так как предусматривает оказание конкретного вида услуг в разных областях, однако АНО не может быть благотворительной по статусу организацией.

Для того, чтобы зарегистрировать АНО необходимо:
1. Собрать учредительное собрание, состоящее минимум из одного учредителя (в случае, если один учредитель, то документ будет называться «решение» учредителя, если их несколько, то «протокол учредительного собрания», на котором принять решение о наименовании АНО, ее регистрации АНО, утверждении устава, определении Правления (Совета), Директора АНО, адреса местонахождения АНО.
2. Разработать и принять устав.
3. Предоставить документы, подтверждающие нахождение по адресу. Если адрес — квартира, то нотариальное согласие всех собственников жилья на предоставление адреса, если помещение нежилое, то гарантийное письмо от арендатора/собственника (если физ лицо — то в форме нотариального согласия, если юр.лицо, то гарантийное письмо, подписанное руководителем юр лица и с печатью). Оригинал+копия. В зависимости от региона к данным документам требуют заверенную копию свидетельства о праве собственности — нотариально, если собственник (и) физ.лицо (а), печатью юр.лица, если собственник (и) юр.лицо (а) — 2 копии. Если юр.лицо — арендатор помещения, то необходима копия договора аренды с возможностью субаренды.
4. Квитанция об оплате гос. Пошлины 4000 рублей. Подается оригинал + копия.
5. Заполнить заявление на гос.регистрацию, внимание с 04.07.2013 форма изменена — по форме 11001, заверить один экз. нотариально, а второй — прошить, на месте сшивки наклеить бумажку с указанием количества страниц и подписи заявителя (заявителей). Заявителями являются все учредители.
6. Нотариально оформленная доверенность, если документы не подаются лично заявителем.

Минимальное количество учредителей в АНО — одно физическое/юридическое лицо. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» предусматривает определенные требования к учредителям некоммерческой организации. Состав Правления (или иного высшего органа управления организацией) должны включать двух и более лиц. К сожалению, несмотря на то, что в законодательстве не сказано о количественном составе высшего органа управления АНО, кроме как этот орган должен быть коллегиальным, территориальные подразделения требуют включения в его состав минимум трех представителей.

Форму налогообложения лучше выбрать упрощенную (доходы 6%). Соответствующее заявление нужно подать вместе с комплектом документов или направить в территориальную налоговую инспекцию в течение месяца с момента государственной регистрации.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

При заключении спонсорского договора платить налог будете именно Вы. В том случае, если Вы оказываете компании услуги, то заключается договор возмездного оказания услуг.

Компания Вам перечисляет свои средства на основании любого договора, но со своей чистой прибыли, то есть они не могут взять эти средства себе в расход, за исключением пожертвования на целевой капитал или социальной рекламы, но это не Ваш случай.

Если помощь оказывается безвозмездно, то целесообразно заключить договор пожертвования, тогда Вы не будете платить налог на прибыль. Однако в таком случае никакие услуги взамен данной компании Вы оказать не сможете.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Для начала Вам необходимо открыть Ваше отделение в любой стране, за исключением России. Отделение открывается по законам страны регистрации, поэтому в каждом конкретном случае Вам необходимо уточнять порядок открытия отделения.

После того как все документы собраны, Вы разрабатываете новую редакцию устава, принимаете решение об изменении наименования и подаете все необходимы документы в Минюст России.

Здравствуйте,

В случае, если Вам необходимо, чтобы работнику шел трудовой стаж и была внесена запись в трудовую книжку, необходимо принять его официально в организацию в соответствии со штатным расписанием, заключив трудовой договор. Возможно, установить минимальную оплату труда, выплачивать заработную плату необходимо 2 раза в месяц и оплачивать налоги с Фонда оплаты труда — ежемесячно. Кроме того, необходимо предоставлять отчеты.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

В статье 251 Налогового кодекса РФ указаны доходы, которые не облагаются налогом. В Вашем случае могут применяться указанные Вами формулировки в следующих случаях:

1. Благотворительное пожертвование на ведение уставной деятельности — в случае, если пожертвование делается благотворительной по статусу НКО или на благотворительную деятельность(ст.2 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

2. Добровольное пожертвование на ведение уставной деятельности — пожертвование всегда добровольное, поэтому слово «добровольное» можно опустить.

3. Целевой взнос учредителя на ведение уставной деятельности — может применяться.

Всего доброго!

Здравствуйте,

Необходимо изучить Ваш устав, но в большинстве случаев, такой возможности у Директора — нет, напротив, именно Правление может решить вопрос о снятии Директора, но не наоборот.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

До тех пор пока не принято решение о продлении полномочий исполнительного директора любые его решения будут считаться нелегетимными. Высший орган управления все же должен принять решение о назначении нового исполнительного директора или о продлении полномочий.

Всего Вам доброго!

У нас в Фонде сложилась следующая ситуация: все средства поступившие в этом году имеют конкретное целевое назначение (название одной из благотворительных программ), но средств на ее реализацию потребовалось меньше, чем поступило (благотворители не потребуют вернуть неизрасходованные деньги), но в фонде есть благотворительные программы (3-х годичные, существовашие с начала работы Фонда), которые в прошлые годы реализовывались за счет средств поступавших на общеуставную деятельность (т.е. без конкретного указания цели использования), а в этом году мы расходовали на них средства поступившие на благотворительную программу описанную выше.Из ответа специалиста на вашем портале, я узнала, что любые расходы можно включить в смету расходов благотворительной программы (надлежащим образом оформленной)т.е. зарплату (сотрудников), налоги, хозяйственные расходы Фонда я уже включила в программу на которую поступили все средства в этом году (т.к. других вариантов нет к сожалению), а можно в эту смету включить расходы на эти 3-х годичные программы или придется писать письма благотворителям с просьбой разрешить изменить целевое назначение, на суммы потраченные на другие благотворительные программ?

Здравствуйте,

В Вашей ситуации, если программа, о которой Вы пишете, была принята органом управления Вашей организации, то Вы можете скорректировать смету. Если же речь идет о договоре пожертвования, средства которого не были израсходованы, то Вы должны либо их вернуть жертвователю либо заключить дополнительное соглашение, в котором Вы пропишите, что определенная сумма будет израсходована на другую благотворительную программу.

Всего Вам доброго!

Здравствуйте,

Для организации Клуба — проекта Вашей некоммерческой организации не нужно открывать новое юридическое лицо. Необходимо все оформить как проект организации, прописать цели, задачи, мероприятия, утвердить смету. Льгот по налогообложению для некоммерческих организаций практически нет, за исключением льгот по уплате налогов с фонда оплаты труда для благотворительных по статусу организаций.

Всего Вам доброго!

Инструменты

Online-Школа

Как Вы полагаете, соответствует ли содержимое устава Вашей деятельности и законодательству в целом? Вы с легкостью отличаете целевое финансирование от целевого поступления? Перед началом проверки Вы и ваша команда занимается только подготовкой недостающих документов?

Представьте, что Вы с легкостью готовите содержательную и финансовую отчетность по проектам и с каждым годом размеры финансирования увеличиваются. Что вся команда четко знает свои права и обязанности. Что все документы поступают в полном объеме и точно в срок.