Клуб юристов НКО прокомментировал новые ограничения для НКО-инагентов

Клуб юристов НКО прокомментировал новые ограничения для НКО-инагентов

Правительство внесло в Госдуму законопроект, запрещающий некоммерческим организациям (НКО) — «иностранным агентам», международным и иностранным организациям, а также гражданам с непогашенной судимостью участвовать в антикоррупционной экспертизе. Эксперты отмечают, что на правовую ситуацию запрет никак не повлияет из-за самой экспертизы — она носит рекомендательный характер, а потому не является реальным инструментом гражданского общества.

Согласно разработанному правительством документу, получить статус независимого эксперта, аккредитованного Минюстом, не сможет ряд категорий физических и юридических лиц. Не допустят до экспертного статуса международные и иностранные организации, а также НКО, включенные в реестр иностранных агентов Минюста.

Претендующее на роль эксперта физическое лицо не должно иметь неснятую или непогашенную судимость. Также в проекте закона говорится, что увольнение в связи с утратой доверия вследствие нарушения гражданином антикоррупционного законодательства тоже является причиной для недопуска к экспертизе. В числе тех, кто не сможет участвовать в независимой антикоррупционной экспертизе, также названы граждане, работающие в органах и организациях исполнительной власти, в том числе на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

«Недопущение возможности влияния указанных юридических лиц на социальные и политические институты российского общества рассматривается как один из приоритетов в деятельности органов государственной власти, направленных на защиту основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов российских граждан, национальных интересов РФ, обороноспособности и безопасности государства и поддержание общественного порядка»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Заместитель руководителя организации Transparency International Илья Шуманов отмечает, что антикоррупционная экспертиза как инструмент не имеет «содержательного смысла ни для гражданского общества, ни для экспертного сообщества», поскольку по закону она имеет лишь рекомендательный статус. «Если говорить по содержанию инициативы, сразу вспоминается фразу из прекрасного сериала — «что мертво, умереть не может». Это как раз про саму независимую антикоррупционную экспертизу в России,— сказал господин Шуманов “Ъ”.— Органы власти просто выкидывают в урну все экспертизы, которые им не нравятся».

Руководитель Клуба юристов НКО Мария Каневская согласна с таким мнением. «Это еще один выпад в сторону НКО, но только на словах: наше гражданское общество ничего не теряет, потому что ранее ничего и не приобретало. Экспертиза носит чисто формальный характер, потому что к мнению экспертов не прислушивались»,— сказала она “Ъ”.

Господин Шуманов добавляет, что физическое лицо по-прежнему сможет направлять экспертизу от своего лица — и органы власти так же обязаны будут ее рассмотреть. «А граждан у нас пока «иностранными агентами» не признают. Так что эта инициатива абсолютно бессмысленна»,— резюмирует эксперт.

Глава национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов отметил, что активно антикоррупционной экспертизой занималась Transperensy, других НКО-иноагентов он припомнить не смог. По его словам нынешняя инициатива правительства носит технический характер и фактически просто устраняет противоречия. «В законе об иноагентах говорится, что они не могут заниматься политической деятельностью, а сейчас будет оговорено, что они не могут заниматься экспертизой. Дело в том, что в определение политической деятельности входит, в том числе, работа над законопроектами, соответственно, это и экспертиза»,— сказал господин Кабанов.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3643690

«На сегодняшний день в России существуют три крупных НКО, специализирующиеся на противодействии коррупции. Это проект Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки», Фонд борьбы с коррупцией и Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия». Вкратце дела обстоят следующим образом: активные попытки признать инагентом ФБК Алексея Навального провалились. Следовательно, давать экспертную оценку фонд сможет. Однако есть вопросы к качеству экспертизы ФБК — в 2017 году фонду пришлось снять с сайта одно из своих расследований из-за очевидных фактических ошибок. К проекту Общероссийского народного фронта «ЗА честные закупки» претензий не было, — но здесь нужно отметить, что несмотря на активную деятельность, проект малоизвестный. И, конечно, нельзя не уточнить, что лидером Общероссийского народного фронта является президент России Владимир Путин, — и это не может не вызывать вопросов о том, насколько свободны активисты, если речь идет о коррупции в высших эшелонах власти. Наконец, «Трансперенси Интернешнл — Россия», пожалуй самый авторитетный сегодня гражданский проект, задача которого — противодействие коррупции в РФ. И именно этой организации отныне запрещено участвовать в антикоррупционной экспертизе, т.к. в 2015 году российское отделение Transparency International попало в реестр НКО — «иностранных агентов».

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *