ПОСЛАБЛЕНИЕ ДЛЯ НКО-ИНАГЕНТОВ: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПРЕДЛОЖИЛО СМЯГЧИТЬ НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

ПОСЛАБЛЕНИЕ ДЛЯ НКО-ИНАГЕНТОВ: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПРЕДЛОЖИЛО СМЯГЧИТЬ НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ.

Общественные организации, попавшие в реестр “НКО – иностранных агентов” смогут участвовать в публичном обсуждении законопроектов и входить в состав общественных советов различных ведомств. Но только по приглашению чиновников. О новой инициативе сообщило Агенство Правовой Информации http://xn—-7sbqk8achja.xn--p1ai/view/1907?fbclid=IwAR2z9AEl02x5xX-PMOzVxlFmnBLipXNMFj7dL9L1aH29TI5IwQJXh2_174w.
Согласно предложенным поправкам, не будет признаваться политической деятельностью участие НКО в публичном обсуждении новых законов (и проектов иных нормативных актов) и оценка регулирующего воздействия законов. Также, предполагается не признавать «агентской деятельностью» выполнение исследовательских и аналитических работ. Но только если они финансируются самим государством или в рамках международных договоров. Наконец, представители НКО-инагентов смогут входить в общественные советы и иные координационные и консультативные органы при ведомствах, а также в общественные палаты.
Однако радоваться открывшимся возможностям смогут не все. Согласно поправкам, участвовать в обсуждении нормативных актов и законопроектов можно будет не по собственной инициативе, а исключительно по приглашению чиновников (уполномоченных органов власти). Так же, как и участвовать в работе общественных и иных советов.

Более подробно о грядущих законодательных изменениях, касающихся НКО-инагентов, в комментарии 1-ой Лаборатории Клуба юристов НКО.

Мария Каневская, к.ю.н., руководитель 1-ой Лаборатории Клуба юристов НКО.

Любую либерализацию законодательства об НКО можно только приветствовать. Однако начиная с момента активного применения института «иностранных агентов» в 2015 году в их реестр включили как минимум две благотворительные по статусу организации, хотя законодателем такие организации были выведены из-под действия текущих положений.
Полагаю, что и новые поправки будут применяться точечно и не затронут абсолютно всех. Напомню, что как раз пермский центр «Грани» объявили «иностранным агентом» за подготовку оценки регулирующего воздействия и исследований по заказу государства. Хотя еще в 2013 году суд не признал исследовательскую и аналитическую деятельность политической, соответствующие поправки в текст закона разработали только сейчас.
Вторая часть законопроекта раскрывает понятие «иностранного источника» в НКО. Предложенная норма будет противоречить Бюджетному кодексу РФ, так как средства, полученные от имеющей иностранное финансирование российской организации, будут считаться иностранными поступлениями.
В то же время не израсходовавшая полученный из-за границы грант и вернувшая его отправителю НКО сможет избежать присвоения статуса «иностранного агента». Надеюсь, что в случае принятия этих поправок знаменитое дело Ассоциации «Голос», которая сразу вернула норвежскую премию, не повторится.
Кроме того, законопроектом определяется порядок приватизации имущества, арендуемого социально-ориентированными НКО. Не во всех регионах подобные организации получали в аренду или безвозмездное пользование нежилые помещения, в первую очередь в связи с их нехваткой или отсутствием. Сейчас же появится возможность в определенных случаях такое имущество выкупить.

Share this post

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *